Проект храма в честь Свт. Николая на Николиной Горе выполнен с использованием форм псковской архитектуры. При проектировании храма за основу мною был взят образ и масштаб одного понравившегося мне псковского храма, это - церковь Воскресения со Стадища во Пскове (1532 - 1533).
Большинство псковских посадских храмов среднего или относительно небольшого размера и масштаба, это масштаб рассчитанный на не очень большую церковную общину посада, улицы или небольшого монастыря. Эта особенность мне кажется уместна и для данного района. Церковь Воскресения со Стадища это средний по размерам памятник псковской архитектуры.
Проектирование с использованием архитектурного образца или его отдельных черт я считаю перспективным. Так часто бывало и в древнерусской архитектуре, что позволяло сохранить определенную преемственность традиции. Этим путем шли и архитекторы времени модерна в России в начале XX века, создавая свои очень интересные храмовые постройки, во многих из них просматриваются конкретные образцы или даже цитаты из истории древнерусской архитектуры. Тем не менее в итоге всегда получается новая, интересная архитектура, лишь основанная на образце, не буквально его воспроизводящая.
Естественно и храм Свт Николая лишь своими общими чертами напоминает псковский прообраз. В данном случае я не ставил задачу создать копию конкретного храма псковской архитектуры. В целом многие детали прообраза сознательно не использованы мною. Мне было интересно создать новое архитектурное произведение, но в традиции.
Псковская архитектура обладает рядом стилистических особенностей , не все из которых я исподьзовал, решив создать творческую переработку по мотивам псковской архитектуры, поэтому искать какие - то черты псковской архитектуры которые я не применил в проекте неверно. Я отказался от завершения фасадов храма двухскатными фронтонами или позакомарным трехлопастным покрытием кровлей , которая была характерна для многих псковских храмов. Это придает по моему мнениею особую монументальность нашему Никольскому храму.
Я расширил алтарь в нашем храме относительно прообраза , сделал его более приемлемым относительно современных церковных представлений. Так же я изменил четырехстолпную структуру плана на безстолпную , убрал четыре достаточно массивных столба из интерьера, характерные для псковской строительно традиции, при сохранении размеров четверика, сделав иньерьер храма более просторным и цельным. Это бесстолпный четверик перекрытый соменутым сводом, со световой главой. Такое решение интерьера четверика взято мной из скажем так общерусской строительной традиции XVII века.
Вообще для многих построек псковской архитектуры характерна затесненность интерьера, дробность его частей. Мне же хотелось создать цедьный достоточно просторный интерьер приходского храма.
Внешний облик храм Свт. Николая в большей мере восходит к псковской строительной традиции, но и здесь я многое изменил. Я как уже говорил решил отказаться от завершения фасадов фронтонами характерными для псковской архитектуры, многие псковские храмы в процессе существования утратили эти завершения или позакомарные покрытия кровель. Кстати и до ныне основные объемы (четверики) многих псковских храмов существуют перекрытими простой четырехскатной кровлей, как на нашем храме, без восстановления двухскатных образующих фронтон или трехчастных позакомарных покрытий на фасаде. Это придает им особую монументальность, которую и я хотел бы видеть в Никольском храме.
Большинство псковских храмов дошло до времени рестарации в советский период перекрытыми именно простыми четырехскатными кровлями, именно такими видели многие псковские храмы архитекторы дореволюционного времени периода модерна, беря их за основу как образцы. Мы как бы видим храм живший в истории, с теми переделками и наслоениями которые он получил за время своего существования.
Звонницы псковских храмов были устроены для "очепного" звона, с земли, что в нашем случае на мой взгляд не уместно, поэтому я спроектировал другую звонницу с традиционной площадкой звона наверху, лишь с фасада напоминающую псковскую.
На фасадах храма я сознательно ввел некоторые черты общерусской строительной традиции, как элемент архитектурного творчества. Это развитый белокаменный профилированный цоколь из известняка и песчанника , наличник из профилированного кирпича на западном фасаде форма входного портала на западном фасаде, форма главы придела Свт. Спиридона, белокаменная резная икона на западном фасаде.
Прообраз храм Воскресения со Стадища имел ряд особеностей , в первую очередь это был монастырский храм, он имел четырехстолпную структуру плана, маленький алтарь и в целом очень затесненный интерьер, пристройку с левой стороны, которую я не воспроизводил, звонницу для очепного звона с земли. (1) .
Мне хотелось создать достаточно монументальный храм, не буквальную копию псковского прообраза, с просторным цельным интерьером и введением элементов скажем так общерусской строительной традиции на фасадах. Что то подобное как я уже говорил мы видели в произведениях архитекторов эпохи модерна в России, в начале XX века. Считаю что в целом у нас сложилась очень хорошая архитектура, и время положительной оценки моего архитектурного проекта еще прийдет.
Не могу не процитировать в завершении здесь А.В. Щусева из его выступления "Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре" который призывал "...уловить и почувствовать искренность старины и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм и подправлением их, а созданием новых форм...".(2)
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Вл. В. Седов, исследователь псковской архитектуры, характеризует церковь Воскресения со Стадища как средний по размерам памятник и относит его по характеру фасадов и структуре плана к "погостско - монастырским" псковским каноническим храмам. В целом архитектура храма по его мнению, имеет ряд архаизирующих черт псковской архитектуры. Интерьер церкви так же несет в себе черты огрубления и архаизации.
2. Из выступления А.В. Шусева в Петербургском обществе архитекторов с докладом "Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре" в 1905 году. В докладе А.В Щусев сформулировал принципы проектирования в исторических стилях в религиозной архитектуре на современном этапе. Выступление во много остается актуальным и сегодня.
1. Вл. В. Седов, исследователь псковской архитектуры, характеризует церковь Воскресения со Стадища как средний по размерам памятник и относит его по характеру фасадов и структуре плана к "погостско - монастырским" псковским каноническим храмам. В целом архитектура храма по его мнению, имеет ряд архаизирующих черт псковской архитектуры. Интерьер церкви так же несет в себе черты огрубления и архаизации.
2. Из выступления А.В. Шусева в Петербургском обществе архитекторов с докладом "Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре" в 1905 году. В докладе А.В Щусев сформулировал принципы проектирования в исторических стилях в религиозной архитектуре на современном этапе. Выступление во много остается актуальным и сегодня.